Новости проекта
Поздравляем с началом учебного года!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 28 человек

Влияние музыки на духовное развитие ребенка

Дата: 23 марта в 13:46, Обновлено 23 марта в 13:49

Картинки по запросу "рояль картинки"«Влияние музыки на духовное развитие ребенка»

«Музыка должна идти от сердца

                                    и быть обращена к сердцу.»

                                        С. В. Рахманинов

Если вы интересуетесь, с какого возраста можно развивать у ребенка музыкальные способности, то можно с уверенностью сказать, что вы опоздали. У ребёнка, который находится ещё в животе у матери, в 5-6 месяцев формируется внутреннее ухо, воспринимающее звуки и передающие сигналы в мозг. Но предполагают, что плод воспринимает вибрации всеми своими клетками непосредственно с момента зачатия, сохраняя информацию в памяти клеток.

Доказано, что если отец постоянно разговаривает с ребёнком во время беременности жены, то почти сразу после рождения ребёнок будет узнавать его голос. Многие родители отмечают, что дети распознают музыку и песни, услышанные в период от зачатия до рождения. Что же касается голоса матери, то его роль в развитии ребёнка неоценима. Значит, ещё до рождения малыша, родители могут привить ему вкус к прекрасной мелодичной музыке. Это будет началом его духовного развития.

Интересно, как дети реагируют на разные музыкальные стили: Бетховен и Брамс действуют на них возбуждающе, а Моцарт и Вивальди – успокаивающе. Рок – музыка заставляет их просто бесноваться. Неестественные децибелы и герцы, к которым привыкли уши подростков, причиняют боль детям, находящимся в чреве матери. Поэтому, они так отчаянно сопротивляются прослушиванию рок-музыки.

Американский дирижёр Борис Брот, на вопрос о том, когда он научился любить музыку, ответил так: «Эта любовь жила во мне ещё до рождения» и доказал это примером. О подобном феномене рассказывали также Рубинштейн и Менухин. Можно предположить, что и Бах и Моцарт, отцы которых были музыкантами, впитали в себя любовь к музыке не с молоком матери, а с музицированием отцов.

Как же привить любовь к музыке детям, родители которых не занимались этим, когда ребёнок ещё не появился на свет? Первым звеном в системе музыкального воспитания и духовного развития ребёнка является слушание музыки.

Как и художественное слово, живопись, музыка должна стать для детей доступным выражением чувств, настроений, мыслей. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса.

Музыка напевного характера, вроде колыбельной, улучшают качество пения: дети начинают петь более напевно, протяжно. Спокойной музыкой можно создать у них соответствующее настроение. Слушать такую музыку особенно важно детям с легко возбудимой неустойчивой нервной системой.

Из всех видов искусства, музыка наиболее трудна для понимания. Мелодия лишена непосредственной видимости, как в скульптуре, или живописи. Лишена она и конкретности, как в литературе.

         Музыка бывает вокальной и инструментальной. Вокальная музыка (песня, романс, ария) предназначается для человеческого голоса, может быть с инструментальным сопровождением и без него.

Музыкальные произведения для детей должны быть художественными и мелодичными, доставлять наслаждение своей красотой. Кроме того, они должны передавать чувства, настроения, мысли, доступные детям. Объём детского внимания не велик. Поэтому, для слушания подбирают небольшие по объёму произведения с яркой мелодией, несложной гармонией, ясной формой, негромкой силы звучания и небыстрые по темпу. Громкое звучание возбуждает детей, а слишком быстрый темп затрудняет восприятие мелодии.

Для слушания вокальной музыки подбираются более трудные песни, чем те, которые исполняют сами дети. В песнях, исполняемых дошкольниками, как правило, есть фортепианное вступление и заключение, которые раскрывают содержание произведения и подводят детей к восприятию более сложной инструментальной музыки.

Наиболее доступны для восприятия пьесы из «Детских альбомов» А. Гречанинова, П. Чайковского, С. Майкапара. Более сложным является слушание контрастных по характеру музыкальных произведений, например: «Полька» С. Рахманинова, «Колыбельная» из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Внимание детей фиксируется на характере музыки. Обычно дети говорят: «Музыка весёлая», «Под эту музыку можно танцевать», «Это, как в кино», или «Музыка грустная", «Под эту музыку хорошо спать» и др.

Особое внимание нужно уделить музыке для слушания с детьми 3-4 лет. Она должна быть несложной для восприятия, яркой по характеру. Перед прослушанием, необходимо кратко и понятно настроить детей на произведение.

Дети любят слушать такие пьесы, как «Котик заболел», «Котик выздоровел», А. Гречанинова, «Весело - грустно» Л. Бетховена, «Первый вальс» Д. Кабалевского, «Клоуны» Д. Кабалевского и др. Систематически слушая знакомые произведения, дети хорошо запоминают их, быстро узнают, активно рассказывают о характере музыки и содержании.

Для развития музыкального восприятия используются такие приёмы как чтение стихотворений, показ иллюстраций, игрушек, репродукций картин, оркестровка музыкальных произведений, инсценировка песен, передача характера музыки в движении.

Объединение различных видов искусства (музыки, поэзии, живописи) всегда желательно и помогает всестороннему и духовному развитию ребенка.

Одним из эффективных приёмов развития музыкального восприятия детей является передача характера музыки в движении (инсценировка песен, творческое использование танцевальных образных движений). Слушая музыку, ребёнок имеет возможность передавать её особенности в движениях: общий эмоциональный настрой, акценты, темп, ритмический рисунок, паузы, динамику. У детей развивается непосредственность, способность к самостоятельности, творческая инициатива, выдумка и фантазия.

Приобщать детей к музыке нужно с самого раннего возраста, петь им колыбельные песни, слушать и смотреть музыкальные сказки, посещать детские концерты и театры.

Хорошо  использовать информационные носители с детским репертуаром: «Детский альбом», муз. П. Чайковского, Р. Шумана, С. Прокофьева; балеты: «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», муз. П. И. Чайковского;  музыкальные сказки: «Чудесное приключение Нильса с дикими гусями», муз. Э. Грига, «Аленький цветочек», муз. Н. Метнера, «Алиса в стране чудес», муз. В. Высоцкого и Геворгяна;  оперы – «Петя и волк», муз. С. Прокофьева, «Муха-цокотуха», мух. М. Красева, «Страшный пых и Алёнка», муз. М. Красева и многие другие; «Детские народные» и «Современные песни»; «Песенки-потешки», «Песни из мультфильмов».

Вместе мы решаем очень важную  задачу: воспитание культурного человека с богатым внутренним миром, ценителя музыкального искусства, неравнодушного и творческого человека.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.