Новости проекта
Поздравляем с началом учебного года!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 28 человек

Предотвращаем адаптационный синдром у детей дошкольного возраста

Дата: 11 сентября 2019 в 08:21

 «Предотвращаем адаптационный синдром у детей дошкольного возраста»

Цель: информирование и консультирование родителей по облегчению адаптации ребенка к условиям детского сада

План

1 Понятие адаптационного синдрома;

2 Стадии развития адаптационного синдрома;

3 Причины стрессовых перзагрузок ребенка;

4 Обеспечивание  физиологического комфорта ребенка.

1.Адаптационный синдром –  это совокупность адаптационных реакций ребенка, возникающие как ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия.

        2.В развитии адаптационного синдрома выделяют три стадии: тревожность, которая может длиться от нескольких часов до двух суток, включает в себя две фазы - шок и послешоковая реакция (на последней происходит мобилизация защитных реакций организма); сопротивляемость - устойчивость организма к различным влияниям повышается, что приводит либо к стабилизации, либо к истощению; истощение - защитные реакции организма ослаблены, организм и психика утомлены.

Во время адаптационного синдрома у ребенка могут наблюдаться похудение, падение кровяного давления, ухудшение аппетита и сна и тому подобное. Поэтому для недопущения острых реакций организма ребенка родители должны заранее, за несколько месяцев до вступления в детский сад, принять меры.

Анализируем симптоматический комплекс адаптации

В каком бы возрасте ребенок впервые не пришел в дошкольное учебное заведение, для него это сильное стрессовое переживание. На уровне физиологии в период адаптации определяют десинхронизующее влияние подкорки на кору больших полушарий головного мозга ребенка. В то же время происходит активизация отдела вегетативной нервной системы, который отвечает за реакцию и поведение ребенка в стрессовых ситуациях. Вследствие этих физиологических процессов у дошкольника-новичка наблюдают: реакцию тревожного ожидания; нарастание нервного напряжения; повышение  мышечного тонуса; спазм периферических сосудов и тому подобное.

Выделяют у ребенка, только что пришедшего в детский сад, среди других,  и такие внешние признаки, как: бледность или покраснение кожи; изменение частоты дыхания и пульса; выраженная настороженность и беспокойство.

В первые дни пребывания в дошкольном учреждении  новые дети практически не общаются и нечетко воспринимают то, что им говорят. Они обычно наблюдают за поведением других детей и взрослых, присматриваются и прислушиваются. Их деятельность, как правило, хаотична и непродуктивна.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Гораздо легче дети-новички воспринимают невербальные сигналы - интонацию говорящего, его мимику и жесты, чем словесные инструкции.

Следует отметить, что в период адаптации происходит слом привычного стереотипа жизни, в котором ребенок чувствовал себя спокойно и уверенно. Кроме того, психику ребенка травмирует разлука с матерью и другими близкими взрослыми, которые беспокоились о нем с рождения. Особую роль в этой вынужденной ситуации играет тот факт, что маленький ребенок не умеет мыслить во временной перспективе, то есть ребенка преследует мысль: «Мама уходит навсегда!». Это порождает тревогу, неуверенность, незащищенность, к которым часто добавляются чувство одиночества, ненужности.

Во время периода адаптации к новым условиям жизни поведению детей характерны:

- повышенная возбудимость;

- раздражительность;

- несдержанность;

- капризность;

- крик и плач.

Ребенок пытается изменить положение вещей, которое его не удовлетворяет, и, одновременно, проверить, насколько может рассердиться мать, которая не хочет его больше видеть, и взрослые, с которыми его оставляют, а также определить таким образом, хорошие они или нет.

Дошкольник входит в достаточно сложную систему отношений, распределение игрушек, внимание педагогического работника, согласование намерений и желаний разных детей. Важно понимать, что даже повышенный уровень шума в группе сначала травмирует психику ребенка и только через некоторое время наступает привыкание.

        3. Выделяют следующие причины стрессовых перегрузок ребенка: отличное от семьи демографическое положение - один взрослый и много детей; достаточно строгие дисциплинарные правила, за невыполнение которых ребенка могут отругать; игнорирование некоторых потребностей ребенка; общение сразу со многими взрослыми людьми, которые являются чужими и от которых ребенок зависит, часть из них может ему не нравиться;

длительное пребывание в большом коллективе детей, часть из которых может быть неприятна.

Важно, чтобы родители в этот период относились к ребенку очень внимательно, заботливо, пытаясь помочь ему пережить этот сложный период в жизни, а не были назойливыми наставниками и борцами с детскими капризами.

Помогаем родителям облегчить адаптацию ребенка

Перед тем, как идти в дошкольное учреждение, родители должны спокойно и просто объяснить ребенку, что там он, как и все дети, останется без родных, а также пообещать непременно очень скоро его забрать.

Чтобы ребенку было легче ориентироваться, целесообразно разделить его пребывание в дошкольном учреждении на короткие промежутки времени: «Сначала ты поиграешь игрушками, потом позанимаешься, а когда вы с детьми пойдете на прогулку, я за тобой приду».

Вечером родителям следует договориться с ребенком о том, что завтра он побудет немного сам с педагогическим работником. Обязательно необходимо обосновать свое отсутствие «неотложными» делами. Если при первом же напоминании ребенок напрягается, лучше пока не рисковать, подождать некоторое время.

Первый день в дошкольном учреждении не может продолжаться более 1,5-2 часов. В дальнейшем время пребывания ребенка в группе следует увеличивать осторожно и постепенно, ориентируясь на поведение ребенка и обсудив это с воспитателем.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Ребенок чувствует настроение родителей и также нервничает, если нервничают и переживают они. Поэтому, родителям стоит настроиться на позитивные мысли, на то, что все будет хорошо. Ребенок, не увидев тревожных, несколько растерянных, или же и вовсе испуганных глаз родителей, и сам убедится, что все хорошо.

Первый день пребывания в дошкольном учреждении должен приходиться не на начало недели, а на среду или четверг - день, ближе к выходным. Сокращенная рабочая неделя и соответственно увеличенные выходные позволят ребенку полноценно восстановить силы организма.

Не следует забывать также и о такой особенности маленьких детей, как «заражение эмоциями» - заплакал один ребенок, и почти сразу начинают плакать еще двое-пятеро уязвимых, тех, кто находится в дошкольном учреждении  меньше времени. Такое «заражение», конечно, негативно влияет на психофизическое состояние ребенка, а потому, прежде чем вести ребенка в дошкольное учредение, родители должны узнать, сколько новичков принимают в группу в течение недели, в какое время их приводят. Если одних новичков приводить в группу в утренние часы, то других следует принимать во второй половине дня. Если их больше чем три, то лучше вообще перенести первый день посещения  на следующую неделю.

Желательно, чтобы родители детей-новичков вечером дома обязательно отпраздновали радостное событие вступления в детский сад, рассказали всем домашним, как ребенок провел там время, с какими детьми там познакомился, в какие игры играл. Следует поделиться в ближайшем окружении положительными эмоциями о пребывании ребенка в детском саду.

В дальнейшем родители должны как можно чаще советоваться с педагогическим работником, совместно анализировать поведение, настроение и состояние ребенка. Возможно, через некоторое время у ребенка появятся признаки усталости. В таком случае необходимо несколько дней приводить его в дошкольное учреждение только на прогулку или удлинить выходные за счет хотя бы понедельника. Если пренебречь симптомами усталости на начальном этапе адаптации, то это может привести к развитию адаптационного синдрома, ведь нервная система ребенка имеет довольно низкую работоспособность, а, находясь в стрессовой ситуации, становится еще более уязвимой. Чтобы избежать осложнений и обеспечить легкий адаптационный период следует обеспечить оптимальный постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение, и таким образом обеспечить одну из основных потребностей маленького ребенка - потребность в постоянном окружении.

4.Обеспечивание  физиологического комфорта ребенка

Обеспечение надлежащего физического и физиологического состояния ребенка достигают соответствием между двумя режимами: домашним и режимом дошкольного учреждения. Домашний режим является ритмом жизни ребенка. Поэтому, прежде чем вести его в дошкольное учреждение, следует приблизить домашний режим к тому режиму, по которому живет и возрастная группа в детском саду, в которую пойдет ребенок. Это уменьшит его физиологический дискомфорт во время пребывания там. Иначе возникнут проблемы: ребенку предлагают есть, когда он не голоден, потом через некоторое время у него появляется чувство голода, ребенок начинает капризничать, плакать; или хотеть спать и засыпает за обедом, а перед этим, на прогулке, плакал, потому что хотел есть.

Иногда совпадение ощущений голода и усталости может стать двойным источником гнева и раздражения ребенка. Агрессивная реакция в этом случае  - фактически реакция противостояния ситуации, которая не устраивает.

Однако ругать ребенка за его капризы, раздражительность, агрессию нельзя. Это не его вина. Физиологический дискомфорт приводит к эмоциональным срывам и нервному перенапряжению, что, в свою очередь, вызывает психосоматические заболевания.

Если режим, по которому ребенок живет дома, и тот, по которому живет детская группа в дошкольном учреждении, кардинально отличные по времени и последовательности режимных моментов, то родителям есть над чем поработать.

Заметим, что придерживаться установленного режима необходимо постоянно: и в выходные и праздничные дни, и после окончания периода адаптации.

Итак, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения и родители ребенка, и педагогические работники учреждения  должны обеспечить ребенку психологический и физиологический комфорт, стараться уменьшать нагрузку на хрупкую детскую нервную систему, максимально облегчить переход ребенка в новое социальное пространство.

       

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.